Эгикал

    Ингуши (ГIaлгIай) являются одним из древнейших и автохтонных народов, внесшим, как и другие народы Кавказа, неоценимый вклад в создание его этнокультурной общности и в развитие общечеловеческой цивилизации.

    Уникальное явление в мировой культуре представляют собой шедевры древней архитектуры горной Ингушетии – башни, излучающие невероятную энергетику и свидетельствующие о богатой, самобытной истории ингушского народа.

    Башенные комплексы средневековья занимают особое место в архитектурном наследии ингушей. Археолог Е. И. Крупнов в 1960-х годах писал о них так: «Ингушские башни для своего времени были подлинным чудом человеческого гения, как в наше столетие первые шаги человека в небо». Таким образом известный советский ученый сравнил строительство ингушских башен в период средневековья с освоением человеком космоса в ХХ-м веке. Одним из крупнейших архитектурных комплексов горной Ингушетии является Эгикал.

 

Эгикал

    Некогда Эгикал был процветающим, довольно крупным поселением, который впечатлял своими размерами, был многолюдным местом, считался центром торговой жизни ингушей и по сути мог считаться столицей горной Ингушетии. Исследователи считают, что строительство башенного комплекса Эгикал велось, примерно, в ХI — ХII веках.

    На территории Эгикала находилось более ста средневековых построек, многие из которых, к сожалению, разрушены. Комплекс состоял из шести боевых, пяти полубоевых и более полусотни жилых башен с различными хозяйственными постройками, множества разнообразных могильников ввиде склепов и мавзолеев. Также там находится мусульманское кладбище и сохранившиеся в разрушенном состоянии стены бывшей мечети. Территория поселения некогда была огорожена оборонительными стенами, остатки которых можно увидеть и сегодня. Если сравнивать с другими поселениями, то можно с уверенностью сказать, что Эгикал – это средневековый мегаполис.

    Архитектурный комплекс Эгикал поражает воображение своей красотой и величавостью, кажется, здесь дышит сама история. Это колыбель Ингушетии, здесь находятся самые древние постройки и захоронения.

    Склепы города Эгикал достойны особого упоминания, поскольку демонстрируют верования и традиции древнего народа. Покойников в старину не принято было закапывать в землю, благо, климат позволял оставлять тела умерших в специальных открытых башнеобразных могильниках. Таким образом, происходила естественная мумификация с помощью постоянно дующих горных ветров и специфического климата.

     В некоторых склепах Эгикала до сих пор можно заметить останки людей, живших много веков тому назад. Склепы весьма разнообразны. Есть небольшие одноярусные, есть трехъярусные, где может быть захоронено около 200 человек. Встречаются также и подземные постройки.

    Ассинская долина была обитаемой издревле – люди здесь селились ещё с конца третьего тысячелетия до нашей эры. Прямое доказательство этому археологи обнаружили давно – это остатки древних циклопических построек, мегалиты, а также знаменитый  Эгикальский могильник. Последний относится ко временам существования на этих землях куро-аракской общины.

Эгикал

    В Эгикале было шесть боевых башен, пять из них полностью разрушены. Шестая прекрасно сохранилась и сейчас гордо возвышается над мертвым селением. Эта башня, высота которой составляет более 25 метров, является главной достопримечательностью комплекса.

    Ингуши называют себя гІалгІай, что означает строители или жители башен. И это не случайно, так как с башнями в истории нашего народа связано многое. Особенности местности – горы, каменистость, дефицит плодородной земли, а так же угроза нашествий – обусловили особенности построек. Ингуши строили башни, в которых жили, воевали и буквально рядом хоронили своих предков. Башня значительно экономила место, занимала площадь не более 25 кв.м., имела несколько этажей. Под строительство башен использовали только неплодородную землю, фундаментом для башни служили скалы. Основным критерием при выборе местности (площадки)  для возведения башни – была твердость основания.

Строительство боевой башни являлось вершиной мастерства древних гIалгIаев. В боевую башню вел один вход, расположенный на втором этаже, в него можно было попасть только по приставной лестнице, которая легко и быстро убиралась в случае опасности. В углах междуэтажных перекрытий были устроены довольно узкие люки. Это было удобно при осаде, когда противник захватывал этаж, защитники поднимались выше и продолжали оборону, узкий проход затруднял атаку неприятеля. Венчала такую башню пирамидальная крыша с конусовидным камнем.

    Жилые башни называются «гIала», каждая из них принадлежала определенному роду. В ней проживали несколько больших семей, объединенных родственными узами и имеющих общий склеп.

    На первом этаже башни держали скот, на втором и третьем жили люди. Быт был прост и неприхотлив, вещи складывали в каменные углубления, в центре башни находился очаг, который обогревал помещения и на котором готовили пищу. Очаг почитался и оберегался ингушами как священный.

    В горном поселении в основном проживали животноводы  и ремесленники: гончары, ювелиры, оружейники, а также знахари, которые использовали при лечении целебные травы с альпийских лугов, окружающих Эгикал.

    Рядом с замком Эгикал протекает река Ахк-хи, а в небольшом отдалении – река Асса. Их наличие поблизости было одним из определяющих факторов во время принятия решений нашими праотцами о возведении оборонительных и жилых объектов.

    Древние поселения закладывались по соседству, на определенном расстоянии друг от друга. Одной из главных причин такого их расположения – формирование своеобразной сигнальной системы. Считается, что во время вражеских нападений башни служили объектами передачи тревожных сигналов, предупреждающих жителей соседнего аула о грозящей опасности. Недалеко от  башенного комплекса Эгикал находятся два других довольно крупных поселения Хамхи и Таргим.

    Легенда гласит, что ещё в ХII веке прародителем одного из родов благородным Эльбердом было завещано своим троим сыновьям – Таргиму, Хамхи и Эги  обосноваться каждому в собственном ауле. При этом, Эги получил в наследство отцовское поселение, а двум другим братьям пришлось закладывать и строить новые. Так рядом и расположились башенные комплексы Эгикал, Хамхи и Таргим, впоследствии названные «Троеградием» или по-ингушски «Кхаькхаьле». Именно отсюда, по преданиям, началось расселение ингушей на плоскостные территории.

    Эгикал стал местом возникновения многих известных ингушских тейпов. Потомки знаменитых родов – выходцев из Эгикал – до сих пор живут и здравствуют. Среди них Аушевы, Богатыревы, Ведзижевы, Газдиевы (в т.ч. Базоркины), Дахкильговы, Тангиевы, Ужаховы  и другие.

    Представители этих тейпов вписали много замечательных страниц в историю ингушского народа. Среди них: Аушев Руслан Султанович – Первый Президент Республики Ингушетия, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант; Аушев Тагир Абдул-Хамидович – российский учёный в области физики элементарных частиц, профессор РАН, доктор физико-математических наук; Базоркин Мочхо Бейсарович – основатель селения Базоркино Пригородного района и его брат Базоркин Бунухо Бейсарович – один из первых ингушей-генералов царской армии; Базоркин Идрис Муртузович – выдающийся ингушский писатель, драматург, видный общественный деятель (кстати, его могила находится на территории башенного комплекса, на родовом погосте); Богатырев Бембулат Берсович – бывший депутат Верховного Совета РСФСР, один из борцов за создание Республики Ингушетия; Ведзижев Ахмет Абубакарович – известный поэт и писатель; Газдиев Ахмет Магиевич – видный общественный деятель, внёсший большой вклад в дело возрождения Республики Ингушетия; Дахкильгов Ибрагим Абдурахманович – известный ингушский писатель, фольклорист; Дахкильгов Хакяш Заурбекович – герой гражданской войны, активный участник боев против деникинцев, командир конной сотни; Тангиев Абдул-Гамид Джамбулатович – видный общественный и политический деятель; Ужахов Тешал – духовный просветитель и наставник мусульман, и много других представителей, кто своими делами и поступками дойстойно представляют ингушский народ и своих предков, основавших Эгикал.

    Следует отметить, что башенный комплекс Эгикал  был обитаем вплоть до депортации ингушей в 1944 году. Именно тогда отсюда были депортированы несколько семей, в числе которых Аушевы и Газдиевы.

    В настоящее время архитектурный ансамбль Эгикал – необитаемый башенный комплекс, музей под открытым небом, расположенный в Джейрахском районе на южном склоне горы Цей-Лоам, называемом в народе ингушским Олимпом. Как сам древний город, так и вся территория вокруг него входят в Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный заповедник и находятся под охраной государства.

    Рассматривается возможность включения данного уникального архитектурного комплекса в список ЮНЕСКО.

    После проведения необходимых археологических изысканий и соответствующих согласований в Эгикале планируется проведение масштабных консервационных, реставрационных и восстановительных работ.

Эгикал